Можно всю жизнь проклинать темноту,
А можно зажечь маленькую свечку.

Конфуций.

История
В истории человечества огромное количество примеров сексуального насилия. В разные периоды времени имеет свои причины, оправдывается и объясняется сексуальное насилие по-разному. Но, в любые времена насилие остается насилием.

Инцестуозное сексуальное насилие внутри родовой общины с началом патриархальной революции стало необходимым элементом борьбы за экономическую и культовую власть. Матриархат, по сути дела, пал жертвой инцеста и новых экономических условий с накоплением материальных средств в руках мужчин, что неотъемлемо сопровождалось новым самосознанием и сексуальным насилием с их стороны.

Ветхий Завет содержит в своих книгах свидетельства разнузданного гомо- и гетеросексуального насилия, захлестнувшего древние общества. При этом сексуальное насилие в те времена было тем же, чем оно всегда было у высших приматов, чем оно является и сейчас в уголовной и люмпенизированной среде: средством борьбы за власть, имущество; средством самоутверждения через сексуальное унижение "партнёра". Например, Хам совершил половое насилие над своим отцом Ноем, воспользовавшись его беспомощным состоянием ("увидел наготу" - эвфемизм, хотя бы даже потому, что в Протописьменный период истории Двуречья – до начала 3 тысячелетия до н.э. – мужчины на войне, на охоте, на работе почти всегда ходили нагими). Хам рассказал своим братьям про насилие над отцом в желании показать свою власть, возвыситься над всеми, за что и был наказан рабством своего потомства после защиты братьями отца от сексуального насилия Хама (Быт. 9:21-27).

Символизация разорительной инцестуозной борьбы за экономическое влияние, своеобразной "революции", нарушившей прежний уклад, содержится в сообщении Дж.Фрэзера относительно табутирования инцеста в Древнем Риме: древнейшие римские законы гласили, что в случае совершения инцеста искупительная жертва должна быть принесена жрецами в роще Дианы, так как везде считалось, что инцест влечёт за собой голод, поэтому искупительная жертва приносилась богине плодородия.

О том, что сексуальность с приходом патриархата приобрела наказуемые преступные проявления, грубо нарушающие уже новые, патриархальные общественные морально-нравственные установки, мытакже узнаём из мифологии, например, из притчи о том, как Приап пытался изнасиловать сначала спящую нимфу Лотиду, а потом посягнул и на древнейшую, чрезвычайно почитаемую богиню – Гестию (Весту у римлян).

Сексуальное насилие над женщиной или мужчиной свидетельствует не только о полном отсутствии уважения насильника к другой личности, но и о необходимости по какой-либо глубинной причине такого действия. Когда же сексуальное насилие становится традиционным, общепринятым и практически безнаказанным в селе, городе, целом регионе или стране, то есть, становится массовым – это уже свидетельство своеобразного, нового уровня общественного самосознания, духовного и экономического неблагополучия конкретного общества, свидетельство коренных общественно-экономических преобразований. История подтверждает это: все существенные, пусть даже и региональные, общественно-экономические преобразования вызывали войны с разгулом насилия, в том числе и сексуального.

Ветхий Завет повествует нам о том, что, несомненно, в процессе становления патриархального общества имели место массовые изнасилования. Так, в ханаанейских Содоме и Гоморре горожане имели обычай коллективно насиловать пришельцев, несущих с собой не всегда ясную, но всегда потенциальную опасность (Быт. 19:4-9). Аналогичное явление существовало и в иудейском городе Гиве, где горожане, окружив дом с гостями, также требовали от хозяина дома: "...выведи человека, вошедшего в дом твой, мы познаем его"; но удовлетворились насилием над наложницей гостя: "Они познали её, и ругались над нею всю ночь до утра", до наступления смерти женщины (Суд. 19:16-28). Остаётся сделать вывод, что первое время в постматриархальном обществе безудержное сексуальное насилие как средство коллективного (или индивидуального) самоутверждения, устрашения потенциальных врагов, демонстрации силы существовало повсеместно.

Распространенность сексуального насилия в нашей стране и за рубежом довольно велика. Часто слышим выражение: "Скупые цифры статистики". Однако даже за этими скупыми цифрами стоит много девочек и мальчиков, много травмированных судеб.

Ежегодно с просьбой помочь жертве сексуального насилия ко мне обращается всего несколько человек 5-6 человек в год. Иллюзорно складывается впечатление, что это незначительная цифра, что эта проблема не существует, она неактуальна, её просто нет. Но это только вершина айсберга. Как известно, под водой находится 2/3 части проблемы. Если задавать каждому приходящему на приём к психотерапевтувопрос: "Подвергались ли вы сексуальному насилию?", статистика значительно изменится. По данным различных авторов 75-80% девушек подвергаются в своей жизни насилию.

Клиническая картина

Первый шаг к психоанализу З.Фрейд делает открыв, что психическая травма предшествующая появлению симптома, постоянно затрагивает сексуальную сферу и вытесняется в бессознательное. С этого и начинается оригинальная психологическая теория – психоанализ.

После перенесенного сексуального насилия развитие дальнейших событий происходит как правило по 4 сценариям:

  1. Оказание коммерческих сексуальных услуг
    Довольно нелегко решиться на поездку к врачу психотерапевту в другой город. Они собирались в течение нескольких недель. Однозначно, для любого человека порог психотерапевтического кабинета является высоким препятствием, а для некоторых людей он просто непреодолим.
    Мама, обеспокоенная душевным состоянием дочери, сопроводила её на приём врача психотерапевта.
    После окончания школы, 16 летней девочкой, она приехала в областной город для продолжения образования. Трагедия произошла неожиданно.
    Физическое и сексуальное насилие, которому она подверглась, было мучительно сопереживать. Выслушивание и то требовало от врача больших эмоциональных сил, а те страдания, которым она подверглась, были просто нечеловеческими.
    Обида и горечь усилились многократно, что после возвращения, дома ни кого не было, все буднично работали, её никто не встретил, никто не выслушал, не понял, не поддержал.
    По словам мамы, она многое делала для восстановления отношений.
    Прошли годы, девушка закончила университет, однако личная жизнь не складывалась. Её привлекает другой образ жизни, "приходить в ресторан одной, а уходить с молодым человеком, красиво и вызывающе одеваться, легко зарабатывать деньги, постоянно находится на грани фола".
    Кстати, деньги далеко не главный мотив, который приводит к этому образу жизни. Так же как и получение полового удовлетворения. Согласно мнению учёных, только 5% девушек, оказывающих коммерческие сексуальные услуги, испытывают половое удовлетворение.
    Сформировалась зависимость (аддикция), такая же, как игромания, алкоголизм и т.д. И, хотя лечить аддикции трудно, девушка настроена решительно.
  2. Виновный
    Более 25 лет назад ко мне молодому доктору на приём обратилась 17 девушка, жертва сексуального насилия. Главной проблемой, предъявляемой на первой сессии, было ощущение чувства вины. Обвинение со стороны родственников: " ты сама во всём виновата , ты сама провоцировала насилие короткой юбкой, откровенно демонстрировала обнаженные ноги". Мы длительно работали с ней индивидуально и в группе. Казалось, она восстановилось. Прошло несколько лет,случайно на улице встретил девушку, члена нашей психотерапевтической группы, которая рассказала, что Света (назовём её так) погибла. Повторно подверглась насилию, оказалась в депрессии и совершила суицидальную попытку.
  3. Одиночество
    Сегодня ко мне за помощью, обратилась медицинская сестра одной из больниц нашего города. Она много работает, пользуется уважением коллег и пациентов. С самого начала говорит о потере смысла жизни, потере цели: "Для чего жить?", продолжает: "Я одинока, никого нет рядом, никто не понимает меня, я никому не нужна". И дальше: "Я хочу ребёнка, хочу семью, хочу иметь дом, заботится о ком-то, ничего нет, я не хочу жить, хочу умереть".
    В беседе выясняется, что в 12 лет подверглась сексуальному насилию, тяжело переживала случившееся, никому об этом не говорила. Отказывалась есть, не спала, всё время лежала, отвернувшись к стене. Облегчение наступало медленно, в течение нескольких месяцев.
    Её сестра близняшка не закончила университет, не имеет образования. В 18 лет вышла замуж, уже родила 4-х детей. И хотя муж сестры злоупотребляет алкоголем, пропивает деньги и вещи детей, она завидует ей.
    А возможно, что её сестра одинока не меньше. "Мы одинокими приходим в этот мир и одинокими уходим из него" - сто лет назад писал З.Фрейд. Она настойчиво повторяет: "Я хочу ребёнка, хочу семью, хочу иметь дом, заботится, у меня ни чего нет, я не хочу жить, хочу умереть".
  4. Идентификация с агрессором
    Ребёнок, является жертвой, в момент травматизации. В целях выживания, чтобы избежать самых страшных побоев, идентифицируется с насильником. Усвоенные в этом случае изменения личности направлены или вовнутрь себя или вовне. Этим объясняется, с одной стороны, направленные против себя, самоповреждения, депрессия, суицид. А с другой – направленные вовне: агрессивное поведение, озлобленность, половая распущенность.

Найти выход
Сексуальное насилие причиняет сильную душевную боль. Страдающая девушка пытается справиться с этим состоянием, говорит себе: "Мне нужно забыть то, что со мной произошло", "Главное взять себя в руки, не вспоминать и не думать об этом". Она старается отгородиться, закрыться, избавиться от тяжёлых переживаний. В результате эмоциональное состояние не проживается, не проявляется, как бы застывает на травме. Человеку, застрявшему на душевных переживаниях, эмоционально холодно. Он теряет защитные механизмы, не может согреться. Пытаясь спастись от болезненных переживаний, девушка мечтает о другой жизни, о домашнем тепле, о потерянном счастье, о том, как было до травмы.

Человек, переживший такие сильные разрушительные эмоции, больше всего на свете, боится их повторения. В глубине его души, на самом дне спрятаны гнев, злость, вина,страх. Он стремиться, чтобы прошлое не тревожило его, не думать о прошлом, оградится от проблем и опасностей, удалиться от настоящей жизни.

Человек выстраивает "защитный барьер" вокруг себя, который помогает сохранять равновесие, чувствовать себя в безопасности, но при этом жизнь становится искусственной, неживой, неэмоциональной. Выигрывая в одном, мы часто проигрываем в другом. Охладевая к боли, страданию,несчастью, так же лишается возможности чувствовать радость, любовь, счастье.

Возможно девушка имеющая "защитный барьер" выглядит для окружающих вполне благополучной, она показывает всем своим видом, что рана зажила, зарубцевалась. Однако любой стимул, напоминающий травматическую ситуацию (запах, мелодия, вид) мгновенно оживляет боль, вскрывает "затянувшуюся" рану, и она вновь и вновь погружается туда, где меньше всего хотела бы быть.Демонстрация по телевидению сцен насилия, газетные статьи об этом забирают всё больше сил и энергии и человек истощается.

Получается, что человек истощается в борьбе с самим собой. Хроническое эмоциональное напряжение приводит к ухудшению физического здоровья, переутомлению, раздражительности, бессоннице, снижению памяти и др. Она не в состоянии принимать решение, не может планировать своё будущее, настороженно относится ко всему, что её окружает. В её сердце поселяется уныние и чувство вины, которое является генератором самоуничижительных мыслей, вплоть до самоубийства.

Мысли и чувства настолько болезненны, что порой, не совсем понятны самому человеку, а поведение в обычной ситуации – становится необычным и пугающим.

Важно обсуждать переживаемые чувства, постараться понять, что они нормальны и могут возникать у любого человека в подобной ситуации.

Очень важно соприкоснуться со своими страхами и тревогами, научится их распознавать, им противостоять, справляться с ними. Почувствуйте в себе надежду.

Невозможно предвидеть какие–то события, реально понимая, что "Я – не есть бог, однако, в прошлом Я находила в себе ресурсы и выходила из трудных ситуаций". Можно смотреть на себя как на жертву, а можно – как на человека преодолевающего трудности и продолжающего жить.
Если вам трудно сделать эту работу самостоятельно, обратитесь за помощью к тем, кто вас любит, кого любите вы.

Окружающий мири другие люди не должны оставаться в стороне. Тебе нужно пойти к ним. Быть вместе. Опереться на них. Не бойся попросить помощь.

Матяш А.А.
Главный психотерапевт города
врач-психотерапевт высшей категории

 

Ранее | Позже