У большинства людей центры головного мозга, ответственные за понимание и воспроизведение речи, расположены в левом полушарии. При этом различные речевые процессы контролируются разными участками мозга.
При чтении или повторении прочитанного про себя и восприятии произнесенного вслух последовательно активизируются различные зоны головного мозга.
Отделы головного мозга (вид сбоку)

Например, если вы прочтете этот текст вслух, то вначале активизируется область головного мозга, известная как первичная зрительная кора. Эта зона, расположенная в задних отделах мозга, воспринимает зрительные сигналы непосредственно от глаз. Зрительная кора обрабатывает эту информацию и перенаправляет ее в зону Вернике. Нейроны этой области анализируют значение слов, которое человек воспринимает в контексте происходящего на основе своих знаний и опыта.
Из поля Брока эта информация направляется в область первичной моторной (двигательной) коры, которая регулирует движения органов речи (голосовых складок, языка и губ).

Понимание устной речи

Области мозга, обеспечивающие понимание речи.
Первичная слуховая кора.

Человек воспринимает слуховую информацию от внутреннего уха.
В отличие от чтения вслух при повторении кем - то произнесенных слов активизируется другой участок головного мозга. Первой включается первичная слуховая кора. Отсюда информация отправляется в центр Вернике, поле Брока и затем в первичную моторную кору.
При нарушении процесса распространения информации возникают разного рода речевые расстройства (афазия). Например, при повреждении нервных контактов между слуховой корой и центром Вернике пациенты утрачивают способность понимать устную речь, хотя сохраняют умение читать и писать.

Врожденная способность к речи.
Лингвист Ноам Хомский, а впоследствии и нейропсихолог Стивен Пинкер доказали, что мозг человека имеет некий "встроенный" механизм, позволяющий нам понимать речь на уровне интуиции.
В то время как многие физические и умственные задачи требуют значительного сознательного усилия, способность к речи является врожденной, даже маленькие дети обладают ею благодаря наличию в головном мозге особой "языковой программы".

Язык жестов

В качестве примера можно привести историю открытия школы для глухих детей в Никарагуа. Впервые пришедшие в школу глухие дети, никогда прежде не обучавшиеся языку глухонемых, начали использовать различные жесты для общения друг с другом на игровой площадке.
Позднее, когда в школе появлялись новые ученики, жесты становились все более сложными, причем исследователи заметили, что дети самостоятельно, без вмешательства взрослых создали язык жестов, основанный на наборе грамматических правил.

Ранее | Позже