Как головной мозг контролирует речь?
Рубрики: Популярная психологияУ большинства людей центры головного мозга, ответственные за понимание и воспроизведение речи, расположены в левом полушарии. При этом различные речевые процессы контролируются разными участками мозга.
При чтении или повторении прочитанного про себя и восприятии произнесенного вслух последовательно активизируются различные зоны головного мозга.
Например, если вы прочтете этот текст вслух, то вначале активизируется область головного мозга, известная как первичная зрительная кора. Эта зона, расположенная в задних отделах мозга, воспринимает зрительные сигналы непосредственно от глаз. Зрительная кора обрабатывает эту информацию и перенаправляет ее в зону Вернике. Нейроны этой области анализируют значение слов, которое человек воспринимает в контексте происходящего на основе своих знаний и опыта.
Из поля Брока эта информация направляется в область первичной моторной (двигательной) коры, которая регулирует движения органов речи (голосовых складок, языка и губ).
Понимание устной речи
Области мозга, обеспечивающие понимание речи.
Первичная слуховая кора.
Человек воспринимает слуховую информацию от внутреннего уха.
В отличие от чтения вслух при повторении кем - то произнесенных слов активизируется другой участок головного мозга. Первой включается первичная слуховая кора. Отсюда информация отправляется в центр Вернике, поле Брока и затем в первичную моторную кору.
При нарушении процесса распространения информации возникают разного рода речевые расстройства (афазия). Например, при повреждении нервных контактов между слуховой корой и центром Вернике пациенты утрачивают способность понимать устную речь, хотя сохраняют умение читать и писать.
Врожденная способность к речи.
Лингвист Ноам Хомский, а впоследствии и нейропсихолог Стивен Пинкер доказали, что мозг человека имеет некий "встроенный" механизм, позволяющий нам понимать речь на уровне интуиции.
В то время как многие физические и умственные задачи требуют значительного сознательного усилия, способность к речи является врожденной, даже маленькие дети обладают ею благодаря наличию в головном мозге особой "языковой программы".
Язык жестов
В качестве примера можно привести историю открытия школы для глухих детей в Никарагуа. Впервые пришедшие в школу глухие дети, никогда прежде не обучавшиеся языку глухонемых, начали использовать различные жесты для общения друг с другом на игровой площадке.
Позднее, когда в школе появлялись новые ученики, жесты становились все более сложными, причем исследователи заметили, что дети самостоятельно, без вмешательства взрослых создали язык жестов, основанный на наборе грамматических правил.
Ранее Задачи психотерапевтической диагностики | Позже Роль психотерапевтической диагностики